Стрaсть г-нa Мaкaрeвичa к джaзу ужe дaвнo извeстнo, с мoсквичaми oн eю рeгулярнo и с удoвoльствиeм. Прoгрaммa «L. O. V. E. — пeсни про любовь», «Идиш Джаз» с «Оркестр Креольский Танго» разукрашивали событие, пейзаж Первопрестольной не только яркие музыкально-сценическими красками, но и скандальной хулиганской хроника, что-то памятной газовой атаки, безусловно, «национал-патриотов» против «национал-предателя» Макаревича три года назад именно на премьере «Идиш Джаз» в Доме музыки. «МК» тогда вел почти прямой репортаж с места событий…
Это к вопросу о нынешнем клокочущем гневе в отношении украинских активистов, воевали на негодных их концерты, как будто подобная дичь нам здесь совершенно не знакома, и настолько чужой, что только его всех святых. И неугодные выставки мочи здесь не обливали, и неугодные фильмы «молитвенными стояниями», чтобы поджог не пытались не допустить до экранов — и даже не какие-то украинские и собственные российские. Как и для нежелательных украинских артистов, таких, как «Океан Эльзы», «Доказательства Видоплясова», «Бумбокса», Джамалы, Руслана и т.н., высказывавшихся не так, как «должен», русский концертные залы давно закрыты… В конце концов, свет мой зеркальце, скажи…
Одной из жемчужин той памятной программы «Идиш джаз «Бай мир бисту шейн» («Для меня ты красива»), еврейской классики ХХ века, музыкант не отказался от удовольствия, чтобы вспомнить и нынешнего премьера искрометной инструментальной импровизации, наполненный зажигательным ритмом, солнечное настроение, позитивные, филигранной игрой и сыгранностью джаз-банд проекта Yo5, с которыми маэстро объездил уже мире, но только сейчас сподобился на московскую премьеру. Отзывы от этом «мире», кстати, сплошь и рядом восторженные, чтобы хвалебные.
Евгений Борец-фортепиано, Сергей Хутас с контрабасом, Давид Ткебучава, барабаны, духовые Тимура Некрасова плюс гостевой сет известных саксофонистов «Братья Бриль», Александра и Дмитрия, помноженные на абсолютно фатальная, как бы не пытался замаскироваться джаз, электрогитару фронтмен Макаревича и название меланхоличное пение погрузили зрителя в атмосферу, которую на физическом уровне можно сравнить с негой утреннего пробуждения на мягкой пуховой перине, застланной нежнейшим шелковым бельем. Пришло в голову в эти минуты эстетического гурманства, что классические хиты «Машины Времени» вы можете слушать бесконечно и в любых вариантах — так же, как можно бесконечно и в бесконечных слушать интерпретации тех же the Beatles или ABBA…
В роке Андрея Макаревича всегда было что-то от джаза и джаз реинкарнациями все кипит и бурлит от скалы. Вернее даже — из рок-н-ролл, классический, исконного, битловского, которая и породила легендарную теперь их — группы «Машина Времени». Как говорит маэстро: «В скучной серо-белой стране каждая электрическая светилась, как икона…» Так что, видимо, так органичным в «чистый джаз» в программе звучат песни автора, известных и по репертуару «Машина», и в сольном, но и в «традиционном» исполнении: «Она идет по жизни смеясь», «Он любит летать по ночам» (ироничное наблюдение автора: «Песни о любви в основном грустный»), «Картонные крылья», «Соната», «Перекресток семи дорог», «пора в обратный путь», «Не стоит прогибаться под переменный мир» и не их количество…
Кепочка, игриво сдвинутая козырьком набок, мышиного цвета костюм, ярко-черно-красные жирные арестантскую полосатые носки предавались г-н Макаревичу классический вид художника с Монмартра. Для завершенности образа не хватает только небрежно повязанного шарфика. Он на самом деле художник в эту ночь, создававшим размашистыми мазками своей музыкально-поэтической кистью импрессионисткое джаз-роковое полотно.
При этом, почему-то кокетничал, поясняя, что «чем яснее мысль, тем меньших изобразительных средств она требует». Говорят: «раньше приходилось играть в минимализм, в связи с тем, что уже не мог, а теперь ситуация другая — этих музыкантов очень многое, поэтому их минимализм — не требуется, а осознанный». Ну, ничего, его минимализм! Я даже удивился, когда, войдя после премьеры за кулисами поручкаться с маэстро, увидел Андрея Вадимовича в состоянии нешуточной тревогой: «Ты высидел до конца?! А мне показалось, что это как-то скучно…»
Большая удача, что «Машина Времени» никогда не было того, что всегда бесило ее фронтмена — «группа единомышленников», так как «единомышленников никакой группы не работает — хорошая группа получает только от разномышленников». Благодаря этому философия жизни и творчества, мы знаем, кроме материнской матрицы «МВ» яркое воплощение того же Макаревича с джазом, или Александра Кутикова с расширенный-роковой «Оттенок»… Или вот Андрея Водителя, клавишника группы последних лет, который неожиданно объединились в МВ после звездной поп-карьера, и теперь, похоже, возвращается в былую ипостась «не плачь Алиса» — покидая, правда, «Автомобиль» и воссоздавая группы «Сталкер».
Тем не менее, это уже немного другая история, которая в ближайшее время будет также найти их подробное описание в «МК». Ждите…