Срeди oснoвныx прeдлoжeний – увeличeниe рaзмeрa субсидий для пoкупaтeлeй иннoвaциoнныx вaгoнoв (с пoвышeннoй грузoпoдъeмнoстью) и пoддeржкa экспoртa. Прaвитeльствo РФ нaмeрeннo прoстимулирoвaть вaгoнoстрoитeльную oтрaсль и спрoс чeрeз прoгрaмму пoддeржки трaнспoртнoгo мaшинoстрoeния.
Крoмe тoгo, министeрствa рaбoтaют нaд дeтaлями прoгрaммы пoддeржки экспoртa, oсoбeннoсти которой не раскрываются. заложено 7,1 млрд руб. – в 2015 г.). Раньше субсидия была единовременной, плюс можно было получить транш на покрытие 90% ставки по кредитам. заложено 7,1 млрд руб. При подготовке программы поддержки транспортного машиностроения первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам учесть предложения увеличить субсидию до 250 000 руб. Для этого в бюджете на 2015–2017 гг. на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов (2,3 млрд руб. С 2015 года нужно выбрать только одну форму поддержки. Однако в сегменте вагоностроения указывают, что этих мер может оказаться недостаточно. (сейчас – 130 000 руб.) и продлить срок ее действия с одного до двух лет. В бюджете на 2015–2017 гг. на субсидирование процентных ставок.
Кроме того, в «зону риска» попадают вагоны, срок службы которых заканчивается в 2017-2018 годах. Ведь в случае достижения ими межремонтных сроков может быть принято решение об утилизации этих вагонов, так как стоимость ремонта не будет окупаться за оставшийся срок службы», — говорит руководитель информационно-аналитического центра СОЖТ Игорь Лебедь. «В условиях действия запрета на продление срока службы с 1 января 2016 года все эти вагоны операторам придется списать. Напомним, что в дополнение к мерам поддержки, в 2016 году истекает срок службы порядка 72 тыс. грузовых вагонов (6,5% всего парка на сети).
По его словам, достаточно велика вероятность возникновения дефицита подвижного состава, следствием чего станет рост ставок на предоставление вагона. Большинство экспертов ожидает их повышения, начиная с весны 2016 года.
Между тем, в конце прошлого года операторы указали, что запрет на продление срока эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы окажет негативное влияние на экономику. Всего в течение ближайших двух лет, по прогнозу Министерства транспорта РФ, из парка будет выведено до 217 тыс. В то же время, стремясь поддержать вагоностроителей и не допустить коллапса на рынке перевозок, правительство постарается подтолкнуть банки с госучастием на выделение средств для кредитования этого процесса», — отмечает аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. Дефицит вагонов, за которым последует рост цен на продукцию вагоностроения, в конечном итоге выявит недостаток покупателей среди операторских компаний, которые не готовы покупать их даже по текущим ценам. вагонов. «Определенно сейчас у перевозчиков сложная ситуация с наличием свободных средств на обновление парка вагонов, а также с привлечением кредитов на эти цели.
Это страны Юго-Восточной Азии, Куба, Турция, Иран, страны Восточной Европы, например, Сербия – все те, кто традиционно сотрудничал с СССР и впоследствии с Россией», — подчеркнул аналитик. Что касается экспорта, то эксперты железнодорожного сегмента уверены, что этим надо было заниматься раньше, когда экономическая ситуация была не настолько критической, а санкции не давили на предприятия. Необходимо было инвестировать средства в стандартизацию собственной продукции для выбранных стран, а также организовать дочерние предприятия на базе выкупленных местных депо. «Круг регионов, в которые российские предприятия могли бы поставлять свою продукцию довольно широк.
Такими мерами могли бы стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, предоставление государственных гарантий операторам, приобретающим новые вагоны», — комментирует И. «Для стимулирования закупок нового подвижного состава операторами необходим комплекс мер поддержки операторского сообщества со стороны государства. Лебедь. При этом, участники рынка согласны, что правительственные меры отчасти улучшат ситуацию.
Кроме того, потребуется введение утилизационных выплат для тех операторов, которые списывают вагоны с истекшим сроком службы.
Это поможет отрасли сохранить профессиональные кадры», — подчеркивают в РМ Рейл. Сами вагоностроители указывают, что необходимо рассмотреть возможность смягчения условий и требований «Фонда развития промышленности» при выдаче кредитов, принимая во внимание неустойчивое финансово-экономическое положение многих предприятий в отрасли, отмечают специалисты компании РМ Рейл. Мы также надеемся на продление государственной поддержки в области инновационного вагоностроения, субсидирования программ, направленных на переквалификацию и обучение персонала. Кроме того, в компании указывают на то, что динамика сокращения производственных мощностей продолжится, так как сегодня их переизбыток. «Это значит, нужны новые программы поддержки по диверсификации бизнеса для стимулирования выхода предприятий на новые рынки.
Мария Шевченко