Почему никто не инвестирует в Россию?

Add to Flipboard Magazine.

Мoсквa, 3 aпрeля — «Вeсти.Экoнoмикa». В Рoссию тeкут нaстoящиe рeки спeкулятивнoгo кaпитaлa: финaнсoвыe кoмпaнии сo всeгo мирa aктивнo скупaют рoссийскиe финaнсoвыe aктивы, a вoт в рeaльный сeктoр притoкa пoчти нeт.

Прямыe инoстрaнныe инвeстиции в Рoссию прaктичeски нe пoступaют, вo всякoм случае такие данные fDi Markets (подразделение Financial Times).
В прошлом году состоялась приватизация «Роснефти», которая наделал много шума и подавалось как сделка, которая разморозить душу холодных к нашей стране иностранцев, и деньги снова придут. Но этого не случилось. Более того, продажа доли в «Роснефти» много в чем и обеспечила хоть какой-то приток иностранных инвестиций.

За 2016 г. прямые иностранные инвестиции упали на 8,5% до $12,9 млрд, пишут «Ведомости». Показатель меньше был только в 2014 г. При этом почти всю сумму обеспечила сделка по продаже госпакета «Роснефти». Без ее инвестиции упали в 5,5 раза-до $2,6 млрд.

Почему же так происходит? Дело здесь вовсе не в санкциях и других подобных вещах. Дело в инвестиционном климате. В России не созданы условия для спокойного и успешного ведения бизнеса. В своем докладе Всемирный банк отмечал, что роль государства в российской экономике настолько велика, что о конкуренции во многих отраслях просто не идет даже речи.

Действительно, конкуренция — основной двигатель экономики, но если в этой экономике есть масса гигантских госкомпаний с колоссальным административным ресурсом, то конкурировать становится сложно, если не сказать больше.

Кстати, в январе этого года иностранные инвесторы вложили в проекты с нуля в РФ только $34 млн. — рекордно низкую сумму за все время наблюдений.

В прошлогоднем докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции фактически говорилось, что в России сложился государственно-монополистический капитализм.

Из доклада ФАС

Вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г., пишет ФАС. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось, служба ссылается на данные ЕГРЮЛ: они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования – серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.

Отмечается также, что в 2012 г., когда только намечался план приватизации, предполагалось реально продать госкомпании, но теперь государство уже не хочет отдавать корпоративный контроль, а это уже совсем другая история. Кому нужна доля в компании, которой нельзя управлять. Известно, что компании с госучастием невыгодны инвесторам, так как они приносят более низкую доходность, другими словами, они неэффективны.

Важно также отметить слишком часто меняются правила игры, подстроиться под которые бизнес иногда просто не может. Взять, например, контрсанкции, которые были введены в ответ на ограничения Запада.
Была объявлена программа импортозамещения, которая, правда, особого успеха не сыскать, но все же люди начали инвестировать в производство, стремясь заполнить освободившиеся ниши.

Но что делать, если ограничения будут сняты? Взять хотя бы историю с Турцией. Если Россия разрешит ввоз всех турецких товаров, то российские производители просто не выдержат, так как турецкая продукция намного дешевле, особенно с учетом курсовых изменений за последний год.

Впрочем, это скорее вторичный фактор. Главная проблема, на которую почти всегда жалуются представители бизнес-сообщества, — давление со стороны государства, правоохранительных служб и так далее. Именно поэтому деньги из-за границы так неохотно идут в нашу страну.

Кстати, в экономический программах Центра стратегических разработок господина Кудрина и «Стратегии роста» Бориса Титова есть пункт о реформе судебной системы, и без этого, конечно, реальных изменений в экономике будет добиться трудно.

Нагрузка на судей чрезвычайно велика: с 2011 г. количество дел, рассмотренных арбитражными судами, при сохранении штата выросла на 40% (в первую очередь в городах-миллионниках). В Москве на одного судью Арбитражного суда приходится 7 новых дел в день.

В среднем судья мирового суда (на 31 декабря 2015 года. действовали 7536 мировых судей) за 1 рабочий день, принимает решения по 10,2 гражданских, административных и уголовных делах, с общей суммой штрафов, взысканий и др. – 272 тыс. руб. 21% нагрузки – взыскания налоговых органов, взыскания по коммунальным услугам – 16%. Такая нагрузка не позволяет качественно и полноценно рассмотреть дело и вынести справедливое решение и закономерно влияет на результат суда: у судьи нет времени рассматривать дела. Справедливость недостижима: количество дел об административных правонарушениях, прекращенных судами, с 2005 г. снизилась в 4 раза-с 14,2% до 3,8%.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.