фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
В oдин xoлoдный oсeнний дeнь в нoябрe прoшлoгo гoдa, кoрпoрaтивный юрист Нaтaлья Кoшeлeвa (дaнныe измeнeны по просьбе истицы) очень спешила с работы домой, да вот незадача — билеты вдруг закончились! Отстояв немалую очередь, она пыталась приобрести проездной на 60 поездок. Кассирша сказала ей, что билеты на количество поездок не происходит, и предложил поездку за 40 у входа в подземелье. Времени на раздумья не было, поэтому, расплатившись, она схватила заветную красную карточку и поспешили к турникетам.
— На следующий день, в случайном разговоре с коллегами узнал, что кассир меня обманула, — рассказывает Кошелева. — Поэтому приобрела «единый» на 60 поездок, так как все в нем дешевле, а купленный ранее решила пройти (в то время в нем было 37 поездок). Я позвонил по «горячей линии», который указан на сайте в метро, где мне сказали, что расходы мне возместят — только вы должны лично обратиться в сервисный центр. Но ни через месяц, ни через год и полтора обещанную сумму мне так и не пришел. Я позвонила в бухгалтерию на метро. Женщина на другом конце провода отрапортовала: «Денег нет и не будет».
После неожиданного отпора Наталья стала писать письма во все инстанции: Роспотребнадзор, прокуратуру на, в метро и т.н., Но в ответ получает только отказы. Понимая, что другой возможности добиться справедливости в ней не больше, Кошелева отправилась в суд иск.
— И я подумал, что если я не буду судиться, они и в дальнейшем будут нарушать права человека, — объясняет свой поступок Наталья. — Юристы подземки, которые участвуют в слушаниях, обвинили меня, что я подала иск в частности, что с ними посудиться. Но хоть я и за справедливость, просто так, ходить по судам и писать заявления я не. Мне мое время так же дорого, как и каждый человек.
Сами слушания, и вообще напоминал пословицу: «немой глухому говорит». Представители метро настаивает на нецелесообразности возврата денег. Мол, услуга была предоставлена.
— Мои противники уверены, что закон «О защите прав потребителей» в данном случае не действует, — говорит Кошелева. — Они ссылаются на закон О внеуличном транспорте», совершенно не смущаясь, что он вступает в силу только в конце декабря этого года. По их логике, метрополитен потратился, чтобы сделать мне одолжение. А то, что я ее не использовал, — мои проблемы. Хотя в билете не указано, где, на какой поезд и во сколько должны были поехать. Когда мы с представителем «метро» говорили кулуарно, в коридоре, он объяснил мне: есть риск, что люди начнут делать такие суды. Механизм заключается в следующем: чем больше поездок, тем дешевле-это одно. Но если сдавать билет, то в кассе вы получите компенсацию за каждый неистраченную путешествия, исходя из официальной цене 55 лв. Внутренний акт восстановления частично посвящены поездки от метро нет. Таким образом чиновники надеются, что исковые суммы довольно небольшие, и мало кто пойдет в суд.
В конце концов, после почти полугодичных мытарств Наталье Ивановне удалось добиться положительного решения в 267-м участке мирового суда и обязать метрополитен выложить. Компенсации на поездки, моральный ущерб, неустойка и штраф — всего всего в районе 5500 eur. Но и эта сумма капитал подземка выплатить москвичке не становится. Юристы предприятия обжаловали приговор, а в июне Юля снова будет идти в суд.
Комментарий специалиста по вопросам защиты прав потребителей Алексея ЕГАРМИНА:
Юристы, метро иметь в виду федеральный закон от 29.12.2017 года. №442-ФЗ «О внеуличном транспорте». Действительно, он вступает в силу с 30 декабря этого года. В нем есть статья 12, пункт 3, в котором указано, что в случае расторжения договора перевозки в одностороннем порядке по причине отказа пассажира, плата за него и за провоз ручной клади не возвращается. Хочу отметить, что к внеуличному транспорту относится весь транспорт, который движется по изолированным от автомобильных дорог путям. Это и метро, и монорельс, и метро, трамваи.
— Но не является ли разногласия с законом «О защите прав потребителей»?
— Я считаю, что этот закон («О внеуличном транспорте». — «МК») находится в противоречии с интересами общества и уже существующий закон О защите потребителей». Но в настоящее время вход на эти два документа имеют одинаковую силу. Пока же суды стоят на одной стороне, на другой, в зависимости от внутреннего убеждения судьи. У нас такие вещи случаются часто, когда законы принимаются в спешке, не прорабатываются, и в конечном счете вступают в конфликт с уже существующими правилами. В принципе, если человек делает предоплату, он имеет право отказаться от услуги в любой момент. Деньги должны быть возвращены. Поездки, которые продают в метро, — это не просто право на использование перевозки из точки «А» в точку «Б». Это и контракт на поиск станции, пользование всей инфраструктурой. Вагонах метро и так, чтобы быть отправлены с железнодорожной станции, будет сидеть конкретный человек в них или нет. На самом деле метрополитен не несет вреда.